Главные, зап. двери Софии Святой собора в Новгороде Великом. Представляют собой деревянные 2-створчатые двери (360×240 см), покрытые бронзовым окладом с рельефными изображениями (всего 26 панелей). Каждая створка разделена на 13 прямоугольных филенок: одна (горизонтальная) наверху и 12 (по 6 в 2 ряда). Каждая филенка состоит из одной или нескольких пластин с литыми выполненными в высоком рельефе изображениями, бо́льшая часть изображений сопровождена надписями на лат. и рус. языках. Рама образована орнаментированными полуваликами, в нижней части правой створки и центральной части левой - со скульптурными изображениями. Концы полувалов вставлены друг в друга и закреплены накладками (умбонами) в виде крупных четырехлистников. Рама крепится к деревянной основе гвоздями со шляпками также в виде четырехлистников. Рукояти дверей литые, помещены в филенки, имеют вид масок львов с людьми в пасти; кольцо в виде 2-голового существа; штырь, крепящий кольцо, проходит через пасть льва. Нащельник состоит из 2 гладких полувалов.
По своему типу М. в. относятся к романским храмовым вратам, созданным нем. мастерами, как и врата в ц. Санкт-Михаэль в Хильдесхайме, Германия (1115), в базилике Сан-Дзено в Вероне, Италия (1138), в Успенском соборе в Гнезно, Польша (1187) и др. Для таких врат характерно разнообразие иконографических программ и приемов исполнения рельефов (Mende. 1983).
На левой створке М. в. (сверху вниз и слева направо) помещены следующие изображения: «Христос на троне с предстоящими Богоматерью, апостолами и ангелами»; «Крещение Господне»; «Благовещение»; музыкант; «Рождество Христово»; неизвестный (возможно, праотец Сиф); «Поклонение волхвов»; «Рахиль и Вениамин»; «Сретение»; диакон; «Встреча Марии и Елисаветы»; «Бегство в Египет»; диакон; маска льва; «Александр, еп. Плоцкий, с 2 диаконами»; «Вознесение прор. Илии»; аллегорические фигуры Крепость и Убожество; мастер Риквин; «Адам и Ева» («Грехопадение»); мастер Аврам; «Сотворение Евы»; мастер Вайсмут. На правой створке (сверху вниз и слева направо): Маэста Домини (Христос во Славе, с символами евангелистов); неизвестный в доспехах с надписью: «Sigere» (возможно, аллегория Мудрости); «Вход Господень в Иерусалим» (сцена разделена на 2 части); неизвестный в доспехах; сцена охоты на льва (изображение помещено на валике); неизвестный со свитком; неизвестный (возможно, Товия с собакой в руках или аллегорическая фигура Предательства с василиском); «Поцелуй Иуды»; неизвестный (на валике); неизвестный (возможно, Товит, обвитый рыбой, или аллегория Гедонизма, муж. фигура, опоясанная аспидом); «Христос в темнице» (или «Явление ангела ап. Петру в темнице»); маска льва; король; сцена охоты на оленя (изображение помещено на валике); царь Ирод; «Бичевание Христа»; прав. Никодим; «Распятие»; неизвестный (возможно, прав. Иосиф Аримафейский); «Жены-мироносицы у Гроба Господня»; «Сошествие во ад»; Вихман, еп. Магдебургский; «Вознесение»; неизвестный с мечом; воины делят одежды Христа (?) (или св. Маврикий со спутниками); «Избиение младенцев»; кентавр, стреляющий из лука.
В рус. источниках с кон. XVI по XIX в. М. в. именовались Корсунскими. В наст. время Корсунскими вратами называют др. двери собора Св. Софии, отделяющие придел Рождества Пресв. Богородицы от Мартириевской паперти. Первое письменное упоминание врат с названием «Корсунские» относится к 1571 г. и содержится в Новгородской II летописи (ПСРЛ. 1965. Т. 30. С. 165). Легенда об их привозе вместе с др. реликвиями вел. кн. Владимиром из Корсуни существовала в Новгороде и ранее, о чем свидетельствовал в 1517 г. С. фон Герберштейн (Герберштейн. 1988. С. 150). Косвенным подтверждением бытования этого названия в XV в. может служить упоминание в Новгородской III летописи, восходящей к источнику XV в., в к-рой под 1450 г. значится: «Подписан бысть притвор у Святей Софии у Корсунских врат» (ПСРЛ. Т. 3. С. 240; Трифонова. 1996).
М. в. также называли Сигтунскими после публикации Ф. П. Аделунга, который связывал их появление в Новгороде с походом новгородцев в Сигтуну (1187) (Аделунг. 1834). Легенда о вывозе новгородцами врат Сигтуны, неизвестная по рус. источникам, была распространена в Швеции. В 1616 г. Якоб Делагарди (1583-1652) писал о вратах, что «королевское величество желает, чтобы ему прислали из Новгорода ради их достопримечательности, тем более что они были некогда взяты из Сигтуны» (Коваленко. 1999. С. 207).
Врата имеют западноевроп. происхождение. Изображения на них епископов Магдебурга (Германия) Вихмана (1152-1154; далее до 1192 архиепископ) и Плоцка (Польша) Александра (1129-1156; с мая 1154 архиепископ) дают основание полагать, что они были выполнены в Магдебургской мастерской для собора Успения Пресв. Богородицы в Плоцке (Поппэ. 1976. С. 192-193). В связи с этим в совр. лит-ре их принято называть Магдебургскими по месту изготовления врат или Плоцкими по месту их первоначального пребывания (Лазарев. 1947. С. 51; Поппэ. 1976. С. 191-200; Mende. 1983. S. 74-83, 151-161).
Когда и при каких обстоятельствах врата из Плоцка попали в Новгород, остается неясным. В. Н. Татищев приводит сообщение из несохранившегося источника о появлении в 1336 г. в Софии «медных» дверей, которые архиеп. Василий Калика, «привезше из Немец, купи ценою великою» (Татищев. 1784. С. 134; То же. 1965. С. 88). А. Н. Трифонова считает, что это сообщение можно отнести к М. в. (Трифонова. 1996. С. 265). Присутствие М. в. в Новгороде фиксируется в русских источниках со времени пребывания на кафедре архиеп. Евфимия, т. е., с сер. XV в. (Там же. С. 258, 264).
Основная часть рельефов М. в. датируется 1152-1154 гг.- временем епископства Вихмана и Александра (Поппэ. 1976). Между тем на вратах есть вставки, выполненные русскими мастерами в разное время; они отличаются друг от друга и от древнейшей части по составу сплава (Трифонова. 1996. С. 263-265). К ним относятся изображения мастера Аврама, неизвестного (или Иосифа Аримафейского), кентавра и орнаментальные валики. Бо́льшая их часть выполнена в сер. XV в. (Там же). Рельеф кентавра утрачен; отлит с копии М. в. (выполнена А. В. Праховым в 80-х гг. XIX в., ГИМ) и прикреплен к медной пластине в нач. 60-х гг. XX в.